Питер Нота, придав властной вертикали горизонтальность, расширил свои рынок

Февраль 7, 2012

Мы встретились с Питером в Берлине, на крупнейшей международной выставке бытовой электроники IFA, в огромном павильоне компании Philips. Подтянутый, спортивный и энергичный - в полном соответствии с современным имиджем маркиPhilips.


Этому бренду 120 лет. Много воды утекло с тех пор, как инженеры братья Герард и Антон Филипсы открыли в городе Эйндховен фабрику по производству электрических лампочек. Трудно переоценить значение одного из крупнейших в мире высокотехнологичных концернов, входящего в топ-50 мировых брендов, в истории техники, в формировании материальной культуры современного человечества. Сколько было за эти 120 лет получено патентов, сколько внедрено инноваций! В экспозиции продукция Philips разместилась в 28 секторах. Тут все, что нужно для комфорта, - от бритв до 30-телевизоров. А Питер Нота, возглавляющий подразделение потребительских товаров Philips, как раз и ведает тем, что концерн производит в секторе FMCG.


- После кризиса спрос на потребительские товары растет. Вы считаете, что эта тенденция сохранится?


- Сложно делать прогнозы об уровне продаж на 2012-2013 годы, но в 2011 году наш бизнес в целом вырос, в особенности на многих растущих рынках, и в то же время это сбалансировалось более скромными результатами рынков некоторых европейских стран. Рынок, и прежде всего такой, как Россия, демонстрирует устойчивый рост - в первую очередь за счет малой бытовой техники, кофемашин, а также средств персонального ухода, включая бритвы, приборы для ухода за волосами и за полостью рта. Кроме того, мы наблюдаем естественный рост в категории товаров для мам и малышей благодаря PhilipsAvent. А вообще рост наблюдается по всем продуктам, за исключением ЖК-телевизоров - тут легкий спад. Но мы надеемся, что в будущем благодаря совместному предприятию Philips и ТРУ позиции телевизоров Philips на рынке укрепятся.


- На чем основана стратегия вашей компании?


- На инновациях. Инновации - источник жизненной силы, поэтому мы являемся владельцами более 54 тысяч патентов. Мы будем увеличивать объем инвестиций в создание инновационных продуктов, которые сделают жизнь еще комфортнее. За 120 лет линейка продуктов Philips изменилась кардинально, однако инновации всегда были и будут краеугольным камнем нашей стратегии. Технологии Philips отвечают на ключевые вызовы современности.


Мы повышаем качество жизни стареющего населения, помогаем популяризации здорового образа жизни, способствуем более рациональному использованию природных ресурсов. Инновационные разработки компании благоприятно скажутся и на конкурентоспособности наших деловых партнеров, привлекут клиентов, способных оценить качественно новый уровень жизни.


- Вы планируете увеличивать инвестиции в производство и продвижение ваших товаров?


- Сейчас мы активно инвестируем в рекламу и продвижение нашей продукции на таких мощных растущих рынках, как Россия,Китай, Бразилия и Индия. В Европе мы не наблюдаем такого роста, как в этих странах. Но, несмотря на то что спрос в традиционных для потребительской электроники категориях в Европе достаточно невысокий, и там существует потенциал для роста, например в таких категориях, как docking-устройства и наушники. Мы очень рады, что многие рекламные кампании будут разрабатываться полностью локально, для них будут привлекаться известные в стране персонажи, мнение которых значимо для целевой аудитории. Это очень важные инвестиции, которые говорят о том, что Philips хочет быть максимально релевантной локальным рынкам. В Европе и США мы продвигаем в основном средства для персонального ухода, кухонную технику и кофемашины.


- Кофемашины для вас сравнительно новый продукт. Как возникло это направление?


- В результате объединения технологических разработок Philips с богатым 25-летним опытом и культурным наследием итальянской компании Saeco, которую мы купили в 2009 году. Осенью 2010 года мы вышли на российский рынок кофе-машин с широкой линейкой продуктов Philips Saeco - от простых рожковых кофемашин до автоматических. Мы ищем новые подходы и к приготовлению чая, чтобы столь популярный во всем мире и в России напиток можно было приготовить за считаные секунды одним нажатием кнопки. Сегодня любая квартира, подобно космическому кораблю, готова к автономному существованию. И ресторан, и салон красоты, и кинотеатр - все прямо у тебя дома. Поэтому Philips предлагает решения для приготовления полезной пищи максимально просто и быстро, собирается расширять линейки продуктов по уходу за собой. Есть у нас и новые решения для средств по уходу за кожей, которые будут представлены в России весной.


- Мировой кризис как-то повлиял на продажи вашей техники?


- Бизнес Philips исключительно диверсифицирован, ведь мы производим не только потребительские товары, но и предлагаем световые решения, а также медицинское оборудование. В целом же ориентированность компании на производство товаров для здоровья и благополучия находится полностью в рамках общемировых тенденций. Выбрав такую стратегическую платформу, мы поддерживаем ценности, которые почти не зависят от общей экономической ситуации. Ведь люди всегда чистят зубы, следят за своим питанием, хотят выглядеть привлекательно... После кризиса наш бизнес только расширился. Например, в 2ОИ мы объявили о нескольких крупных сделках на рынке слияний-поглощений. Philips приобрела компанию Discus, которая занимается профессиональным отбеливанием зубов, а в 2ОЮ году в Индии мы купили Preethi (крупнейшего производителя кухонной техники в стране).


Что касается продаж техники, то мне довольно сложно это комментировать, поскольку рынок потребительских товаров не связан напрямую с финансовыми рынками. Разумеется, спад мировой экономики не мог не отразиться на покупательной способности населения. И это было заметно, особенно на юге Европы. Но в Северной Европе рост быстро восстановился, а в Азии и Китае наблюдался значительный рост. В условиях снижения потребительской уверенности покупатели предпочитают приобретать продукцию тех брендов, которым доверяют, а не тех, что стали по каким-то причинам модными. Бренду Philipsлюди доверяют уже много лет.


- Ваш бизнес так и будет расширяться?


- Наша сила в том, что мы много инвестируем в инновации, но при этом не размазываем ресурсы, а фокусируемся на строго определенных категориях товаров, таких как мужской груминг, бритье, уход за полостью рта, кухонная техника, кофема-шины, приборы для волос. Кстати, что касается телевизоров, в апреле 20И года мы объявили о создании совместного предприятия с гонконгской компанией TPV Technology для своего телевизионного подразделения... Еще хочу сказать несколько слов о том, что будет интересно для ваших читателей, - о совмещении влажного и сухого бритья в одном устройстве. Мы продолжаем активные исследования и разработки новых типов бритв - нынешняя молодежь большое внимание уделяет своей внешности, и ей нужно все самое лучшее.


- В чем для вас специфика российского рынка?


- Российский потребитель очень требовательный. Для него продукт должен выглядеть эффектно, сексуально и концептуально. Для российского потребителя важно такое понятие, как люксовость продукта, поэтому мы предлагаем вРоссии именно это. Вообще, мы всегда учитываем особенности региональных рынков. Например, национальные кулинарные традиции. Специально для России в сегменте кухонной техники мы предусмотрели различные опции.


Если вы хотите сделать правильный салат оливье, то нужно использовать наш новый блендер с насадкой для нарезки кубиками. Для Индии и Китая есть линейка рисоварок. В целом же у нас функционируют четыре центра инноваций для разработки кухонной техники - в Бразилии, Нидерландах, Индии и Китае. С их помощью мы и локализуем нашу продукцию под конкретные местные рынки.


- А что сейчас происходит в сегменте телевизоров?


- У телевизоров Philips с технологией Smart TV, в частности позволяющей просматривать популярные интернет-ресурсы, есть возможность использования русскоязычных сервисов, таких как Zoomby, Tvigle, а также сервисов ВГТРК. Здесь можно найти популярные сериалы, аналитические и новостные передачи. Просмотр осуществляется в формате "вслед за эфиром", и теперь вы никогда не пропустите любимую передачу, сериал или новости.


- Есть ли у бизнеса в России какие-то свои особенности?


- Безусловно. Прежде всего, на вашем рынке преобладают крупные торговые компании, которые занимаются оптом. В Европе оптовые компании играют гораздо меньшую роль. Россия - страна нескольких часовых поясов, огромная по размерам, поэтому здесь важна грамотная региональная политика. Экономический потенциал регионов может послужить источником серьезного роста в ближайшие годы. Нужно постоянно изучать запросы потребителей, и не только в Москве, но и в регионах. Еще один важный элемент - локализация маркетинговой стратегии и поиск региональных партнеров для продвижения продукции.


- Планируете ли вы организацию собственного производства в РФ?


- Сейчас таких планов нет, но мы намерены значительно увеличить инвестиции в регионы, наращивать свое присутствие на местах и дистрибуцию. Сейчас позитивный тренд по продажам ключевых продуктов и доле рынка. Мы лидируем, например, в таких категориях, как "утюги" (с долей выше 30%), и абсолютные лидеры в сегменте "бритвы" -почти 50%. В планах - укрепить наши позиции и продолжать расти, выводить новые продукты. Что касается производства, то есть крупный завод в Шушарах под Санкт-Петербургом, принадлежащий нашему партнеру - компании TPV, с которой у нас сейчас организуется совместное венчурное предприятие. На этом заводе будут в дальнейшем производиться телевизоры Philips, в том числе для российского рынка.


- Какова концепция проекта с компанией TPV?


- Royal Philips Electronics объявила о создании совместного предприятия по производству телевизоров с гонконгской компанией TPV Technology. Цель предполагаемого совместного предприятия - совмещение силы бренда и инновационных возможностей Philips с производственными мощностями компании TPV. Ожидается, что TPV Technology получит в совместном предприятии 70%, доля Philips достигнет 30%. По условиям сделки с 2013 года Philips станет получать ежегодные отчисления за использование бренда в размере не менее €50 млн. СП берет на себя разработку дизайна, производство, дистрибуцию, маркетинг и продажи телевизоров Philips во всем мире, за исключением материкового Китая,Индии, Соединенных Штатов, Канады, Мексики и некоторых стран Южной Америки. Это позволит нам сосредоточить усилия и высвободившиеся ресурсы для того, чтобы обеспечить себе лидерство в сегменте товаров для здоровья и по уходу за собой, а также в большинстве других сегментов рынка, где мы действуем.


- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать СЕО огромной компании, представленной почти во всех странах мира?


- В первую очередь необходимы лидерские качества и умение вести за собой сотрудников. Это общее правило и для глобальных корпораций, и для мелких компаний. Очень важна способность видеть перспективу, понимать, где окажется ваша компания через 3-5 лет и, соответственно, что надо предпринимать для того, чтобы она там оказалась. Нужно, чтобы люди, которые идут за вами, чувствовали, что вы ведете их правильно. Нужна сильная команда: невозможно все делать самому. Сотрудники должны ощущать ваше внимание и заботу. Тогда они не подведут в трудную минуту. Первое, что я сделал, когда пришел в компанию, - реорганизовал всю структуру. Выстроил бизнес-процессы вокруг категорий товаров - бритвы, кухонная техника и т. д. Раньше структура была вертикальной, все решения спускались сверху. Теперь акценты сдвинуты в сторону конкретных рынков. Большинство решений принимается руководством региональных подразделений, а не в штаб-квартире. Ведь продажи делаются на местных рынках, а не в центральном офисе. Почему-то об этом частенько забывают. Предоставьте право принятия решения менеджерам на местах! Вообще для успешного топ-менеджера важны две вещи - IQ и EQ. Ну с интеллектом все понятно. А вот EQ, коэффициентом эмоциональной вовлеченности в работу, многие руководители компаний пренебрегают. И совершенно напрасно! Крайне важно, чтобы люди чувствовали ваше личное отношение к продукту. Поверьте, это мощный инструмент! Кроме того, важно в самом начале работы установить понятные для всех правила игры и всегда их придерживаться. Если вы выбрали направление к цели, то нужно идти к ней именно этим путем, а не метаться в поисках более быстрого или более легкого пути. В бизнесе к цели не всегда приводит самый короткий путь, но в бизнесе и не ходят зигзагами!



Источник: CEO