«Спешка исчезает, когда есть что-то красивое»

Октябрь 1, 2012

В рамках Второго международного фестиваля «Круг света» в Москве проходит сразу два конкурса: световых объектов, инсталляций и видео «Лаборатория света» и видеомэппинга «Арт вижн». На оба конкурса – одно жюри. Входящий в него голландский светодизайнер Рохир ван дер Хейде рассказал «Газете.Ru» о световых технологиях и своих впечатлениях от светового образа Москвы.


- Знаю, что в Москве Вы бывали уже много раз. Можете рассказать о своем первом впечатлении от нашего города и сравнить его с теперешним?


- Первое, что впечатлило, – огромность города, его большие скорости, а еще – четкое ощущение стресса. Это город, в котором нелегко расслабиться: давление, амбиции. Теперь тут многое изменилось. 5 лет назад я бы проектировал тут освещение, и никто бы не озаботился вопросом энергоэффективности, а сегодня ценность этого аспекта осознается, изменилась экономика, меняется мышление.


- А если говорить о световом образе Москвы?


- Тогда освещение было в основном функциональным, обеспечивающим видимость на улицах, безопасность перемещения. В основном использовались натриевые лампы, чей художественный эффект беден. Сейчас иначе – освещение стало инструментом украшения города. Им выявляют характерные детали города, идет работа с пластикой фасадов, то есть внимание наблюдателей заостряют, подчеркивая конкретные особенности, создающие образ именно Москвы. Я тут прогулялся по Тверской к Красной площади, мне понравилось единство освещения: работа проведена с улицей целиком, это создает ее индивидуальный образ и повышает качество пространства. В моем восприятии тут появилось ощущение спокойствия. Спешка исчезает, когда есть что-то красивое, ты начинаешь любоваться, и бег превращается в прогулку, мозг начинает иначе работать.


- Вы и в ЦДХ, где мы сейчас, – не впервые. Хотелось бы изменить его светодизайн?


- Во-первых, должен признаться, мне нравится это здание, хотя для некоторых это странно. Мне нравится, как оно устроено: широкие лестницы, разные уровни. Высота центрального холла всегда заставляет меня задуматься об организации в нем выставки. И эта его люстра с волнистыми стеклянными подвесками… Я считаю, они очень красивые, и вы не найдете такие в других местах. Я уверен, что и здания, и города должны выявлять ценности, особенности, присущие именно им, а не пытаться быть «городами мира». Прошлой ночью на Красной площади было восхитительное шоу, но оно могло бы состояться также в Париже, Лондоне или Детройте, и было бы таким же.


- Каковы ощущения при работе со столь эфемерным материалом, как свет?


- Свет магичен и возможность овладеть им заставляет голову кружиться. Я это делаю по большей части интуитивно. Точно понимаю, что чем проще решение, тем более предсказуем результат. Вообще я уверен, что простота – разновидность красоты. Многие годы я работал с люминесцентными лампами, а теперь у нас есть светодиоды, которые предоставляют весьма широкие возможности. Они меня восхищают. Это абсолютно новая область, в том числе в развитии архитектуры. Диоды маленькие и не особо нагревающиеся, поэтому их можно теперь поместить куда угодно. Очень много новых возможностей открывается, осталось найти правильные и осмысленные способы их использования.


- То есть вы не считаете, что это уже сделано?- Есть еще, что поисследовать. Со стороны производителей было вполне логично выпустить такие же светильники, как раньше, но с энергоэффективными диодами. Запрос на экономию электричества очевиден. Но ведь можно сделать еще столько нового: светящиеся полы, светящиеся объекты, светоносные пространства... Технология позволяет управлять снижением и увеличением потока света, переключением цветности. Благодаря цифровым технологиям это средство куда богаче старых ламп.


- Петербургский Эрмитаж совместно с Philips объявил конкурс на проект освещения нового музейного корпуса – восточного крыла Главного штаба. Каковы Ваши ожидания, как члена жюри?


- Высокие. Это важное здание не только для Санкт-Петербурга, но и для России. Я рассчитываю, что российские дизайнеры выложатся по полной, так, чтобы и Эрмитаж поднялся на некий незнакомый ему уровень. Освещение должно дать понимание, что это не просто музей с уникальной коллекцией, но и красивое здание с прекрасным фасадом, с площадью перед ним, что оно часть своего города.


- Кажется, Вам и самому хотелось бы в этом поучаствовать?


- Да, конечно... Но есть новое поколение дизайнеров, и им нужен этот вдохновляющий момент, который сможет повлиять на российскую школу светового дизайна.



Источник: Gazeta.ru


Ссылка: http://www.gazeta.ru/philips/2012/10/01_a_4795037.shtml