История успеха Philips. В ногу со временем

Октябрь 8, 2012

Корпорация Philips — редчайшее явление в мире крупного бизнеса. Семейное предприятие, созданное в Нидерландах более века назад, завоевало мировой рынок. Постоянное совершенствование технологий, развитие новых направлений деятельности, вывод на рынок актуальных товаров — все это позволило компании оставить далеко позади многих конкурентов.


Семейное дело

Фредерик Филипс увековечил свою фамилию, создав в 1891 г. вместе со старшим сыном Герардом предприятие по производству ламп накаливания Philips & Со. Отдав несколько лет исследованиям, Герард решил построить фабрику по производству ламп в Нидерландах, на территории которых с 1869 г. действовали законы, признающие иностранные патенты недействительными. Сбыт продукции, производимой на заводе в городе Эйндховен, бизнесмен наладил в кругу своих деловых знакомых, которые приобретали лампы для промышленных предприятий. В жилых домах тогда еще не было проводки.


Буквально на пятки Philips & Со наступала корпорация AEG. Нужно было снижать себестоимость. Тогда Герард решил возвести еще одно производственное здание. Увеличение объемов производства привело к необходимости выхода на международный рынок. Это направление работы взял на себя младший сын основателя компании Антон.


Philips: век ХХ

Одним из крупнейших потребителей продукции «Электролампового завода Филипс» была Россия. Именно Антон в 1898 г. поехал в Россию и подписал контракты на поставку 150 тыс. ламп, из которых 50 тыс. должны были пойти на освещение Зимнего дворца. За 10 лет Philips удалось стать крупнейшим европейским производителем ламп накаливания. На фабрике трудились 400 человек, а торговые представительства работали в 28 странах.


Братья продолжали проводить исследования и внедрять новые разработки. В 1905 г. Герард предложил новый проект — производство ламп с нитями накаливания в виде спиралей из вольфрамовой проволоки. И вплоть до начала Первой мировой войны Philips активно развивалась, строя новые производства, исследовательские лаборатории, совершенствуя систему сбыта и основывая дочерние компании.


В 20-е годы ХХ в. безошибочное коммерческое чутье подсказало братьям — будущее за радио. И в 1923 г. Philips представила рынку радиолампу Miniwatt, с наименьшим энергопотреблением среди остальных моделей. Спустя два года производством радиоприемников стала заниматься дочерняя компания N.V. Philips’ Radio.


Расширение ассортимента потребительских товаров привело к необходимости вплотную заниматься рекламой и дизайном. Был создан департамент рекламы, детищем которого стал бренд Philips и эмблема — круг с четырьмя звездами и волнами, сохранившаяся до наших дней в почти неизменном виде.


Конечно же, Великая депрессия оказала свое негативное влияние на корпорацию, доходы которой упали за три года более чем на 80%. Несмотря на увольнение части рабочих, Philips продолжала модернизацию оборудования и строительство новых цехов. Все планы по выходу на рынок с телевизионными приемниками нарушила Вторая мировая война, в ходе которой были разрушены четверть фабрик и почти три четверти офисных помещений. К тому же в 1942 г. не стало Герарда. Руководство перешло к Антону.


Филипс-младший сделал ставку на стереофоническое звучание, и в 1958 г. под маркой Philips был выпущен первый стереофонический проигрыватель.


Не менее перспективным, по мнению главы фирмы, было и телевидение. Разработанная Philips система обогнала телевидение Великобритании и США. При этом стереофоническое звуковое сопровождение передавалось с частотной модуляцией. Корпорация постоянно совершенствовала телеприемник, способствуя популяризации не только черно-белого, но и цветного ТВ.


Изобретение транзистора стало новой вехой в развитии компании. С компанией-правообладателем был заключен контракт, согласно которому Philips получила право совершенствовать полупроводниковую технологию. Для выпуска транзисторов в городе Ниймеген была построена специализированная фабрика, а 1954 г. на рынке появился первый транзисторный радиоприемник Philips, который вытеснил лампы из всех электронных устройств.


Огромным прорывом на рынке электротехники стала компакт-кассета Philips, приведшая в восторг посетителей берлинской выставки Funkausstellung в 1963 г. В борьбе с конкурентами, и желая сделать компакт-кассету мировым стандартом, корпорация предоставляла бесплатно всем желающим лицензию и техническую информацию.


Именно компания Philips представила в 1967 г. первую в мире автомобильную радиомагнитолу, а в следующем году — портативный кассетный плейер с радиоприемником. Разработка видеомагнитофонов, как для потребителей, так и для профессионалов, также заслуга корпорации.


Однако в 80-х годах позиции корпорации пошатнулись — в разработке кассетного аналогового формата Video Home System (VHS) победу одержала японская компания JVC.


«Операция Центурион»

Вплоть до 1971 г. корпорацией руководили члены семьи Филипс. Затем наемные менеджеры превратили успешную и прибыльную компанию в убыточное предприятие — сказался бюрократизм и технологическое отставание производства. Лишь в 1995 г. концерн Philips, возглавляемый Яном Тиммером, начал восстанавливать былую мощь.


Новый руководитель в своей речи тогда заявил: «Во-первых, прекратите ныть! Будьте уверены, что у нас достаточно сил, чтобы восстановиться. Поставим фирму на ноги, и будем твердо стоять. И не надо больше оглядываться». Тиммер предложил программу перемен «Операция Центурион». В ходе ее реализации были проданы нерентабельные предприятия и резко сокращен административный аппарат. Результаты порадовали быстро: чистая прибыль выросла более чем в два раза.


Royal Philips Electronics: век ХХI

После долгих реорганизаций корпорация обрела двухуровневую структуру управления — Наблюдательный совет, контролирующий деятельность Совета директоров.


Сейчас корпорация развивается в трех основных направлениях.


1. Медицинские решения. Это направление делится на ряд сегментов: «Системы визуализации» (с объемом продаж в EUR2,7 млрд.) «Медицинская информатика и клинические системы» (с объемом продаж в EUR1,9 млрд.), «Сервисное обслуживание» (с объемом продаж в EUR1,9 млрд.) и перспективный сектор — «Домашние медицинские решения».


2. Philips Lighting (световые решения). В этом направлении задействованы 55 тыс. сотрудников по всему миру в более чем 60 странах. Компания Philips Lighting планирует к 2015 г. увеличить долю светодиодных изделий в обороте компании с нынешних 10% до 50%.


3. В 2008 г. был создан сектор Philips Cosumer Lifestyle («Филипс Потребительские товары»), доля которого в обороте всей компании составляет около 50%. В Philips Cosumer Lifestyle работают 25 тыс. сотрудников по всему миру в более чем 49 странах.


Во II квартале 2012 г. чистая прибыль корпорации Philips, которую сейчас возглавляет 52-летний Франс ван Хаутен, достигла EUR167 млн., притом что годом ранее убытки компании составляли EUR1,344 млрд.



Источник: Business.eizvestia.com


Ссылка: http://business.eizvestia.com/full/istoriya-uspeha-korporacii-philips-v-nogu-so-vremenem