Человек без места

Январь 15, 2013

В России постепенно приживается концепция «гибких офисов». Она предусматривает отсутствие у сотрудников закрепленного рабочего места и позволяет работодателю снизить затраты на аренду

 

На Западе такая организация офисов называется WPI (Workplace innovation) или NTO (Non-Territorial Office) и приобрела популярность уже давно, в России же к ней пристрастились пока немногие.

 

  Например, в компании Philips переводить офисы на концепцию WPI начали еще в 2006 г. Такие офисы уже есть в Голландии, Индии, Норвегии, Сингапуре, Турции, Швеции, Бразилии и Португалии. Скоро их у компании по всему миру будет 35. В этот процесс окажутся вовлечены 15000 человек. В Philips рассчитывают, что реализация программы поможет компании сэкономить 28 млн евро в год.

 

По такому же принципу организован и офис Philips в России, в который компания перебралась в августе 2011 г.

 

«Мы создаем инновации. Это отражается и в организации рабочего пространства людей, создающих, продвигающих и продающих эту продукцию», — объясняет идею Цезари Пискорц, директор по персоналу Philips в России и СНГ.

 

Сотрудники сами определяют, где им удобнее работать. Офис поделен на зоны для индивидуальной и совместной работы, отдыха, встреч и совещаний. Есть и 10 тематических зон отдыха: «Россия», «1950-е», «Париж», «Природа», «Горы», «Океан», «Нидерланды», «Нью-Йорк», «Рим» и «Авангард», где можно и поработать, и отдохнуть, и перекусить, и выпить кофе с коллегами.

 

Рабочих мест в новом офисе на 30% меньше, чем сотрудников в российском подразделении, — именно такой процент в силу разных факторов находится вне офиса: в командировках, отпуске, на больничном, работает удаленно из дома, подсчитали в Philips. Новая концепция позволила компании сократить на треть затраты на аренду.

 

Без скидок начальству

 

«В первый рабочий день я опасался, что займу чье-то место, — вспоминает Иван Грибанов, специалист по корпоративным коммуникациям, работает в Philips около полугода. — Но мне объяснили, что даже если я займу место, за которым работает генеральный директор, то он просто выберет себе любое другое».

 

«Среди главных плюсов гибкого офиса — экономия площади и, как следствие, экономия денег, — считает Павел Безручко, генеральный директор “Экопси консалтинга”. — Но такой подход могут себе позволить только компании с неритмичным присутствием сотрудников в офисе».

 

Международная корпорация Cisco Systems также пропагандирует концепцию гибкого офиса. «В Москве уже целые группы сотрудников (например, системные инженеры) работают именно так», — рассказывает Александр Палладин, руководитель пресс-службы ООО «Сиско системс».

 

Следование принципам концепции WPI касается абсолютно всех, даже топ-менеджмента. «Я часто сижу по соседству с генеральным директором, нам нравится работать в одной и той же зоне», — улыбается Грибанов.

 

Павел Безручко был инициатором внедрения концепции нового офиса для «Экопси консалтинга». Осенью 2011 г. компания переехала в офис, где закрепленных рабочих мест для консультантов больше не было. Новый подход позволил компании перебраться в офисный центр класса А, не увеличив затрат на аренду.

 

Фактор бесхозности

 

Когда смотришь на девственно чистые столы в офисе Philips, так непохожие на традиционные рабочие места, «припудренные» десятком личных мелочей, невольно возникает вопрос: насколько комфортно без всего этого работать?

 

«У сотрудников есть персональные ящички-локеры, в которых они могут хранить вещи и документы. Есть помещение для сменной обуви и гардеробные для верхней одежды», — поясняет Пискорц.

 

Через два месяца после переезда в Philips провели анонимный опрос сотрудников. Пискорц утверждает, что удовлетворенность рабочим пространством повысилась с 47 до 60%. 77% сотрудников ответили, что не хотели бы вернуться к стандартному офису. Но 23% были недовольны тем, что стало сложнее найти место для работы с конфиденциальной информацией или нужных коллег.

 

«Период привыкания к мобильности есть — от полугода до года, — предупреждает Безручко. — При организации гибкого офиса становятся крайне важны небольшие закрытые переговорные комнаты, чтобы сотрудники могли уединиться и восполнить потребность в своем угле. Таких комнат должно быть достаточно».

 

В кулуарах сотрудники «Экопси» говорят, что перейти на новую концепцию офиса психологически непросто. После переезда многие стали проводить в офисе меньше времени, хотя сам по себе офис и его расположение более удобны. На эффективность работы такой формат не влияет, но на лояльность компании и желание ассоциировать себя с ней оказать влияние может, полагают эксперты.

О компании Royal Philips Electronics

Royal Philips Electronics (NYSE: PHG, AEX: PHIA) – это международная компания, работающая в индустрии «здоровья и благополучия» и нацеленная на улучшение качества жизни людей путем внедрения значимых инноваций в области здравоохранения, потребительских товаров и световых решений. Штаб-квартира Philips находится в Нидерландах, компания сообщила,  что в 2012 году объем продаж составил 24,8 млрд евро, а в представительствах компании работают 118 000 сотрудников в более чем в 100 странах. Компания занимает лидирующие позиции в разработке оборудования для кардиологии, неотложной помощи и медицинского обслуживания на дому, в области энергоэффективных светотехнических решений и инновационных систем освещения, а также электробритв и средств личной гигиены, домашних и портативных систем развлечения, а также приборов и средств для ухода за полостью рта. Новости о компании Philips вы сможете найти на веб-сайте http://www.philips.ru/newscenter.

.