Умная, красивая и безбумажная медицина

Март 12, 2013

В част­ной кли­ни­ке «Ме­ди­ци­на» от­крыл­ся новый ле­чеб­ный кор­пус, в ко­то­ром рас­по­ло­же­ны ди­а­гно­сти­че­ское от­де­ле­ние и он­ко­ло­ги­че­ский центр, на­сы­щен­ные вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ны­ми при­бо­ра­ми, а также мно­го­про­филь­ный ста­ци­о­нар с че­тырь­мя смарт-опе­ра­ци­он­ны­ми и 60 смарт-па­ла­та­ми. В стро­и­тель­ство и при­об­ре­те­ние обо­ру­до­ва­ния вло­же­но 140 млн долл., из них 50 млн со­ста­вил кре­дит, 35 млн долл. — ин­ве­сти­ции ком­па­нии IFC в ка­пи­тал «Ме­ди­ци­ны», осталь­ное — соб­ствен­ные сред­ства кли­ни­ки. ИТ-осна­ще­ние смарт-кли­ни­ки обо­ш­лось в 10 млн долл.

 

На служ­бе качества

 

Кли­ни­ка при­ни­ма­ет при­мер­но 2 тыс. па­ци­ен­тов в день, и пре­дель­ной за­груз­ки до­стиг­ла уже два года назад. C от­кры­ти­ем но­во­го кор­пу­са общая пло­щадь ком­плек­са вы­рос­ла до 35 тыс. кв. м., мощ­ность — до 3,5 тыс. ам­бу­ла­тор­ных па­ци­ен­тов в день, а cта­ци­о­нар рас­ши­рил­ся до 105 коек. «Ко­ли­че­ство па­ци­ен­тов будет уве­ли­чи­вать­ся плав­но: в пер­вый год на 20-25%, затем — на 10-15%, чтобы под­дер­жать вы­со­чай­шее ка­че­ство ме­ди­цин­ской по­мо­щи», — под­черк­нул Гри­го­рий Ройт­берг, пре­зи­дент ком­па­нии «Медицина».

 

В 2011 году «Ме­ди­ци­на» по­лу­чи­ла ак­кре­ди­та­цию по меж­ду­на­род­ным стан­дар­там ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи и кон­тро­ля ка­че­ства услуг Joint Commission International, под­твер­ди­ла ее в 2012-м. Ка­че­ству здесь под­чи­не­но все: от внеш­не­го оформ­ле­ния по­ме­ще­ний до ин­но­ва­ци­он­но­го обо­ру­до­ва­ния. Внед­ре­ние ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий тоже рас­смат­ри­ва­ет­ся как спо­соб обес­пе­чить вы­со­кое ка­че­ство ме­ди­цин­ской по­мо­щи и уро­вень об­слу­жи­ва­ния клиентов.

 

Управ­ляя сот­ня­ми вра­чей, без по­мо­щи ИТ невоз­мож­но убе­дить­ся, что они не от­кло­ня­ют­ся от стан­дар­тов ка­че­ства и про­то­ко­лов ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи, уве­рен Ройтберг.

 

Одна из га­ран­тий «Ме­ди­ци­ны» — от­сут­ствие оче­ре­дей. Если па­ци­ен­ту при­дет­ся ждать у ка­би­не­та более 20 минут от на­зна­чен­но­го часа, то время ожи­да­ния и при­е­ма ему ком­пен­си­ру­ют день­га­ми. C вра­чей за опоз­да­ния взи­ма­ют штра­фы, ко­то­рые с каж­дым по­вто­ре­ни­ем си­ту­а­ции удва­и­ва­ют­ся. Дан­ные для управ­ле­ния оче­ре­дя­ми ко всем спе­ци­а­ли­стам, вклю­чая ин­тер­вал от на­зна­чен­но­го вре­ме­ни до фак­ти­че­ско­го на­ча­ла при­е­ма, видны ру­ко­во­ди­те­лям под­раз­де­ле­ний онлайн.

 

Опи­ра­ясь на историю

 

Ос­нов­ной ИТ-ин­стру­мент — элек­трон­ная ис­то­рия бо­лез­ни — при­ме­ня­ет­ся в кли­ни­ке с 1999 года. Из МИС «Ин­фо­кли­ни­ка», раз­ра­бо­тан­ной ком­па­ни­ей «Смарт Дель­та Си­стемс», ис­поль­зу­ют­ся три мо­ду­ля: по­ли­кли­ни­че­ский, гос­пи­таль­ный и ла­бо­ра­тор­ный. Осталь­ные по­треб­но­сти ме­ди­цин­ско­го про­цес­са по­кры­ва­ют ра­дио­ло­ги­че­ская ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма, мо­дуль для управ­ле­ния ап­теч­ной де­я­тель­но­стью и ин­тер­ак­тив­ная си­сте­ма стационара.

 

«Кли­ни­ка аб­со­лют­но без­бу­маж­ная, мы хра­ним толь­ко то, что тре­бу­ет­ся по за­ко­но­да­тель­ству РФ», — под­черк­нул Федор Ки­да­лов, ди­рек­тор ИТ-служ­бы «Медицины».

 

ИТ-служ­ба га­ран­ти­ру­ет сер­вис как для внут­рен­них поль­зо­ва­те­лей, вклю­чая вра­чей, так и для па­ци­ен­тов. Для до­сту­па к элек­трон­ной мед­кар­те врачи на вы­ез­де и в ско­рой по­мо­щи осна­ще­ны но­ут­бу­ка­ми с сер­ти­фи­ци­ро­ван­ны­ми сред­ства­ми без­опас­но­сти, таких ра­бо­чих мест около 50. Поль­зо­ва­те­ли 600 АРМ об­ща­ют­ся с ИТ-служ­бой через Service Desk.

 

По мне­нию Ройт­бер­га, боль­ной дол­жен знать, что с ним про­ис­хо­дит, и быть ак­тив­ным участ­ни­ком про­цес­са. Через лич­ный ка­би­нет на сайте кли­ни­ки па­ци­ен­ты про­смат­ри­ва­ют свою ис­то­рию бо­лез­ни, за­пи­сы­ва­ют­ся на прием и опла­чи­ва­ютуслу­ги. На всей тер­ри­то­рии до­сту­пен Wi-Fi, а если мо­биль­но­го устрой­ства под рукой нет, в лич­ный ка­би­нет можно зай­ти с тер­ми­на­ла в холле. По же­ла­нию па­ци­ен­та ис­то­рия бо­лез­ни, ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ний и ви­део­за­пись опе­ра­тив­ных вме­ша­тельств за­пи­сы­ва­ют­ся на оп­ти­че­ский диск — эту ин­фор­ма­цию можно ис­поль­зо­вать для по­лу­че­ния «вто­ро­го мнения».

 

Уда­лен­ный до­ступ к элек­трон­ным мед­кар­там предо­став­ля­ет­ся также спе­ци­а­ли­стам стра­хо­вых ком­па­ний для про­ве­де­ния экспертизы.

 

Врачи кли­ни­ки прак­ти­ку­ют вза­и­мо­дей­ствие с па­ци­ен­та­ми по Skype, а через три ме­ся­ца пла­ни­ру­ет­ся за­пу­стить си­сте­му уда­лен­но­го мо­ни­то­рин­га со­сто­я­ния здо­ро­вья. Цель — не толь­ко обес­пе­чить удоб­ство па­ци­ен­ту, но и сни­зить ко­ли­че­ство вы­ез­дов вра­чей на дом и свя­зан­ные с этим за­тра­ты. Сей­час «Ме­ди­ци­на» вы­би­ра­ет по­став­щи­ка устройств для из­ме­ре­ния жиз­нен­ных по­ка­за­те­лей, ко­то­рые па­ци­ен­ты смо­гут ис­поль­зо­вать самостоятельно.

 

Смарт-кли­ни­ка

 

Смарт-кли­ни­ка, про­ект ко­то­рой вы­пол­нен сов­мест­но с ком­па­ни­ей Schneider Electric на базе но­во­го ЦОД и сети пе­ре­да­чи дан­ных, — это «умный дом» с цен­тра­ли­зо­ван­ным управ­ле­ни­ем ин­же­нер­ной и ИТ-ин­фра­струк­ту­рой зда­ния и до­пол­ни­тель­ны­ми ме­ди­цин­ски­ми функциями.

 

Те­перь в кли­ни­ке два ин­те­гри­ро­ван­ных ЦОД, в ко­то­рых около 50 сер­веров. На двух сер­ве­рах «живет» ис­то­рия бо­лез­ни, две дис­ко­вые си­сте­мы хра­нят архив ме­ди­цин­ских изоб­ра­же­ний, по­лу­ча­е­мых на ком­пью­тер­ном и маг­нит­но-ре­зо­нанс­ном то­мо­гра­фах, рент­ге­нов­ских и УЗИ-ап­па­ра­тах, а также эн­до­ско­пи­че­ском обо­ру­до­ва­нии. Новый ЦОД спро­ек­ти­ро­ван с мак­си­маль­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми к отказоустой­чи­во­сти, время его про­сто­ев не долж­но пре­вы­шать по­лу­то­ра часов в год. В слу­чае от­клю­че­ния эле­тро­пи­та­ния все си­сте­мы смо­гут ра­бо­тать в те­че­ние суток от ди­зель-ге­не­ра­то­ра, от­ме­тил Кидалов.

 

В смарт-опе­ра­ци­он­ных преду­смот­ре­на ав­то­ма­ти­че­ская си­сте­ма кон­тро­ля за ане­сте­зио­ло­ги­че­ским по­со­би­ем и воз­мож­ность про­ве­де­ния уда­лен­ной кон­суль­та­ции спе­ци­а­ли­стов. Ап­па­ра­ту­ра за­ра­нее на­стра­и­ва­ет­ся с уче­том пред­по­чте­ний хи­рур­га. Во время опе­ра­ции про­из­во­дит­ся не толь­ко ви­део­за­пись, но и за­пись по­ка­за­ний всех при­бо­ров, чтобы в слу­чае ухуд­ше­ния со­сто­я­ния боль­но­го можно было про­ана­ли­зи­ро­вать его при­чи­ны. Но, с точки зре­ния Ройт­бер­га, самое цен­ное — это до­ступ к ис­то­рии бо­лез­ни и воз­мож­ность на­ло­жить сним­ки на изоб­ра­же­ние опе­ра­ци­он­но­го поля.

 

Точ­ная ди­а­гно­сти­ка — точ­ная терапия

 

Самое ин­но­ва­ци­он­ное обо­ру­до­ва­ние скон­цен­три­ро­ва­но в ди­а­гно­сти­че­ском от­де­ле­нии и он­ко­ло­ги­че­ском цен­тре Sofia, создан­ном при ме­то­ди­че­ской под­держ­ке аме­ри­кан­ско­го Memorial Sloan-Kettering Cancer Center, из­ра­иль­ской кли­ни­ки Davidoff и от­де­ле­ния хи­мио­те­ра­пии Уни­вер­си­тет­ской кли­ни­ки Мар­ти­на Лю­те­ра (Германия).

 

В ди­а­гно­сти­че­ском цен­тре про­во­дят ра­дио­изо­топ­ную ди­а­гно­сти­ку с ис­поль­зо­ва­ни­ем гам­ма-ка­ме­ры BrightView и пер­вой в Москве си­сте­мы, сов­ме­ща­ю­щей по­зи­трон­но-эмис­си­он­ный и ком­пью­тер­ный то­мо­гра­фы — Philips Gemini TF. Число ре­ци­ди­вов зло­ка­че­ствен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний с по­мо­щью тех­но­ло­гии ПЭТ/КТ можно сни­зить в 5-8 раз, а по­ка­за­те­ли смерт­но­сти от рака на 25-30%. По сло­вам Ройт­бер­га, в на­сто­я­щее время идут пе­ре­го­во­ры со сто­лич­ным пра­ви­тель­ством о со­зда­нии част­но-го­су­дар­ствен­но­го парт­нер­ства, в рам­ках ко­то­ро­го вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ные об­сле­до­ва­ния он­ко­боль­ных можно будет сде­лать бес­плат­ны­ми для опре­де­лен­ной ка­те­го­рии горожан.

 

От­де­ле­ние лу­че­вой те­ра­пии впер­вые в стране обо­ру­ду­ют двумя ли­ней­ны­ми уско­ри­те­ля­ми TrueBeam ком­па­нии Varian, один из них уже готов к ра­бо­те. Сто­и­мость уско­ри­те­ля со­став­ля­ет около 6 млн долл., из них по­ло­ви­на при­хо­дит­ся на про­грамм­ное обес­пе­че­ние. Точ­ность при­бо­ра поз­во­лит впер­вые в СНГ при­ме­нить метод од­но­крат­но­го под­ве­де­ния кан­це­ри­цид­ной дозы в опу­холь, поз­во­ля­ю­щий за один сеанс ра­дио­те­ра­пии «уда­лять» даже мно­же­ствен­ные опу­хо­ли, не за­де­вая здо­ро­вые ткани.

 

 

Источник: Computerworld

Ссылка:   http://www.osp.ru/cw/2013/05/13034320/