Морфология скуки

Август 21, 2013

Лишь 24% сотрудников, принявших участие в опросе исследовательского центра портала Работа@Mail.Ru, всегда увлечены работой. 58% работников жалуются на скуку, причем 15% скучают постоянно. Чаще всего скучать сотрудникам приходится из-за отсутствия дел (57%) или из-за их рутинности (43%), а 15% ответивших не хватает живого общения.

 

Скука на работе не всегда связана с недостаточной загруженностью, полагает Светлана Тищенко, директор по стратегическому развитию аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа». Иногда работнику становится скучно от непонимания важности и значимости своей работы или несоответствия квалификации уровню выполняемых задач и кругу профессиональных интересов.

 

Тищенко и самой довелось скучать на работе, когда она только-только начинала работать аудитором. «Первые несколько месяцев были ужасом. Казалось, скучнее работу трудно придумать», — рассказывает она и вспоминает, как тогда удивлялась увлеченности своей наставницы. Но когда через некоторое время она сама вдобавок к теоретическим знаниям получила еще и практические навыки, работа стала интересной, от скуки не осталось и следа. То же происходит и в случаях, когда работник перерос свой функционал, добавляет Тищенко. Ей не раз доводилось слышать от людей, недовольных своей работой, слова о том, как они сидят и понимают, что тупеют.

 

Считают ворон

 

«Скука — прекрасный компас, — считает Никита Черкасенко, директор практики HR-консалтинга IBS. — Мы начинаем скучать, когда движемся в субъективно неправильном направлении. Продуктивное, направленное на желаемый результат движение может сопровождаться тревогой, даже страхом, но никогда не вызывает скуки».

 

«Конечно, периодически и мне бывает скучно. Как правило, это происходит, когда я чувствую, что то, чем я занят, не несет пользы и ни на что особенно не влияет», — признается Цезари Пискорц, HR-директор Philips в России и СНГ. Такой работы он старается избегать, сбалансировав рутинную работу и интересные задачи.

 

«Топ-менеджеры чаще всего самые интересные и креативные задачи берут себе, а нам достается рутина, — жалуется Наталья Семенович, сотрудница крупной коммуникационной группы. — Поначалу я думала, что эта скука с бумажками временна и это будет лишь часть моей работы, но интересные проекты мне так и не достаются. Я уже поняла, что так устроен процесс».

Поставить на счетчик

 

Только в 14% компаний, судя по ответам опрошенных, руководство предпринимает определенные действия, дабы разнообразить пребывание сотрудников на работе: например, старается давать подчиненным более разнообразные задания или нагружает новыми задачами, чтобы впредь скучать не приходилось.

 

Для минимизации приступов безделья и повышения производительности необходим контроль за рабочим временем сотрудников, убеждена Тищенко. «Я не говорю о лимитированных походах в туалет и отчетах за каждые пять минут рабочего дня. Но некая разумная “фотография рабочего дня” необходима. Анализ этой “фотографии” позволит выявить простои или неэффективную работу, определить причины и найти способ решения проблемы. По результатам изучения “фотографии” кого-то нужно будет похвалить, кого-то — повысить, кому-то потребуется повышение квалификации», — считает Тищенко.

 

«Разогнать скуку может и здоровая конкуренция в команде», — добавляет Пискорц.

 

«В любой работе, даже самой скучной и рутинной, при желании можно найти что-то интересное, — рассуждает Тищенко. — Можно предложить руководству ставить вам задачи в поле интересующего функционала. Иногда удается организовывать достаточно эффективные тандемы и коалиции с коллегами: когда один сотрудник выполняет наиболее интересный ему участок работ не только за себя, но и за других, а они в ответ берут на себя фронт работ, который не интересен первому, но увлекателен для них».

 

Неэффективный менеджмент

 

«Только полная, но не чрезмерная занятость сотрудников обеспечивает повышение производительности труда. Управленец должен убедиться, что все подчиненные знают свои задачи и обеспечены требуемыми ресурсами, только потом начальник может начинать заниматься своими делами», — говорит Владимир Райх, управляющий партнер Tutti Frutti Frozen Yogurt в России. Именно в неэффективном менеджменте он видит причины одолевающей сотрудников скуки. Недостаток задач и непонимание цели, как правило, приводят к снижению производительности.

 

«Запретить скучать нельзя. Бесполезно запрещать перекуры, перерывы, болтовню в коридорах, настольный теннис, — убежден Черкасенко из IBS. — Более того, действие, насильственно продолженное, с большой вероятностью приведет к нежелаемому результату».

 

«Слишком жесткие меры чаще всего себя не оправдывают, а настраивают людей на борьбу с системой, — говорит Пискорц. — Их введением пытаются компенсировать ошибки менеджмента в постановке задач, подборе персонала, недостатке интересной работы».

 

В консалтинговой компании CASE считают, что минимизировать безделье сотрудников руководителю позволит гибкая система мотивации. Просто непосредственному руководителю желательно максимально знать своих сотрудников, тогда он будет знать, как стимулировать на эффективную работу каждого.

 

«В больших компаниях вычислить количество скучающих поможет тестирование и оценка сотрудников, тесты вовлеченности и мотивационные тесты. В небольших компаниях скучающих сотрудников видно и так, — убежден Валерий Васин, генеральный директор CASE. — Только личная беседа с сотрудником позволит

понять, что воодушевляет его на работу и достижение результата».

Отсеять на входе

 

Многие работодатели убеждены, что патологически скучающих сотрудников можно вычислить и отсеять еще на этапе отбора.

 

«Уже на этапе приема кандидатов на работу нужно отбирать тех, кто разделяет ваши цели, — считает Пискорц. — Наши сотрудники знают, что они полноправные участники этого процесса и от каждого из них зависит успех. Чтобы не скучать, человек должен получать удовлетворение от работы и осознавать ее значимость для общества».

 

«Существенно снизить количество скучающих может автоматизация бизнеса: внедрение информационных продуктов, особенно в части планирования, управления эффективностью и проч., которые сейчас доступны значительно большему количеству компаний, — полагает Черкасенко. — Но мне кажется, что решать задачу эффективности нужно в момент найма. Взяли сотрудника, который не умеет использовать скуку по назначению (как критерий собственной работы), — ничего не поможет. Взяли того, который умеет, — можете расслабиться: увлеченный работой в интересном проекте, он не будет сомнамбулически слоняться по офису в поисках кофе».

 

 

http://www.vedomosti.ru/career/news/15416701/morfologiya-skuki?full - cut