Больница на дому

Ноябрь 25, 2013

В условиях недостаточного госфинансирования существующая система здравоохранения не справляется с резким ростом числа пациентов с хроническими и возрастными заболеваниями. Кардинально облегчить проблему могла бы домашняя медицина

Елена Мекшун


Уже сейчас российское здравоохранение не в состоянии оказать своевременную и качественную помощь всем нуждающимся в стационарном, оперативном и профилактическом лечении. Подобные тенденции наряду с удорожанием медпомощи (в России стоимость лечения в стационаре в 2014 году достигнет 81 тысячи, в 2015-м — 120 тысяч, а в 2016-м —126 тысяч рублей) требуют все большего финансирования здравоохранения, размеры которого все равно недостаточны. Замкнутый круг. Получается, чем больше будет выявлено больных людей, тем меньше возможностей для их лечения. Причем это справедливо не только для России, но и для стран с высоким уровнем госфинансирования здравоохранения.


Впрочем, выход есть. В Западной Европе и США растущие издержки здравоохранения сокращаются за счет ускоренного развития домашней медицины.


Одно из ее направлений — телемедицина. Пример такой системы — Patient Telemonitoring Services (PTS) и Motiva производства Philips. С ее помощью и с помощью современных технологий пациент может, не выходя из дома, передавать функциональные показатели (давление, пульс, сахар в крови, вес и т.д.) и другие терапевтические данные своему врачу, а также получать рекомендации по дальнейшему лечению. Исследования в Великобритании показали: при правильном применении телемедицинских технологий число поступлений больных в приемное отделение скорой помощи сокращается на 15 процентов, число вызовов скорой помощи — на 20, время, проводимое в постели после болезни,— на 14 процентов. По словам руководителя сектора "Здравоохранение" в России и СНГ компании Philips Армана Воскерчяна, "телемедицинские технологии снижают уровень смертности на 45 процентов".


Другое направление домашней медицины представляет французская компания Air Liquide, услугами ее подразделения Healthcare пользуются пациенты, страдающие заболеваниями органов дыхания, апноэ, сахарным диабетом, болезнью Паркинсона, сердечной недостаточностью и продолжающих домашнюю терапию после пребывания в стационаре. Специалисты компании устанавливают в доме пациента систему снабжения медицинским кислородом, демонстрируют, как она используется, и рассказывают, каких результатов следует ожидать от лечения. Далее в зависимости от выбранного больным пакета услуг медработники регулярно навещают его, чтобы контролировать и корректировать ход лечения. Для пациентов 24 часа в сутки семь дней в неделю работает служба техподдержки. Кроме того, специалисты компании оказывают помощь нуждающимся в поддержании веса или увеличении мышечной массы: организуют парентеральное питание — введение питательных веществ в обход пищеварительной системы, часто внутривенно. В течение первого года медики Air Liquide Healthcare регулярно посещают пациентов каждые три месяца, далее каждые шесть месяцев.


Однако Philips и Air Liquide, за рубежом успешно развивающие свой бизнес, связанный с домашней медициной, заявляют: их продукция и услуги мало востребованы в России.


В среднем обычная российская семья тратит только 3,3 процента своего дохода на лечение. Этих средств явно недостаточно на развитие домашней медицины. Хотя и в других странах это направление существует в основном благодаря развитой страховой медицине, уточняет Дмитрий Кузнецов, директор по развитию Air Liquide.


По словам руководителя IT-отдела клинической больницы управления делами президента РФ Сергея Рылова, они готовятся к проведению эксперимента по удаленному мониторингу состояния больных, перенесших инфаркт, инсульт, страдающих посттромботическим синдромом. Им выдадут аппараты для измерения показателей МНО (свертываемости крови), которыми пациенты смогут пользоваться дома. С помощью специальных программ они будут передавать в клинику показания, на основании которых врач будет корректировать лечение.


Зато в секторе частного здравоохранения уже работают компании, предлагающие пациентам услуги домашней телемедицины. Например, клиенты ООО "Медтелесервис" могут сделать расшифровку ЭКГ на дому. За 3800 рублей в месяц пациент берет в аренду портативный кардиограф, в любой удобный момент дома снимает ЭКГ, по электронной почте передает электрокардиограмму кардиологу и получает первичные рекомендации.


Есть у компании и проект, аналогичный получившим широкое распространение за рубежом,— персональный телемониторинг. Клиенту предоставляют в пользование приборы, позволяющие в домашних условиях измерить уровень сахара и кислорода в крови, артериальное давление, вес или оценить состояние легких. Поясняет генеральный директор ООО "Медтелесервис" Валерий Курилов: "Это оборудование можно использовать дома, на работе, на улице. Данные передаются с помощью GPRS, принцип работы тот же, что и у мобильного телефона". К информации, которая хранится на сервере в центре мониторинга, имеет доступ врач компании, который может оценить состояние своего пациента и дать рекомендации в удобной для него форме.


В России 52,2 процента смертей связано с болезнями системы кровообращения. Именно на эту проблему обратили внимание в ООО "Кардио-Контроль". С помощью специального сайта компания организовала дистанционные медицинские консультации, в основе которых лежит модель работы семейного врача. Сейчас система действует в тестовом режиме, в проекте участвуют несколько пациентов из Архангельска, Московской области и Москвы.


"Сначала личный помощник (терапевт или кардиолог) проводит клиническое исследование: пытается понять, какими заболеваниями страдает человек, как они связаны друг с другом и что необходимо предпринять, чтобы состояние улучшилось,— рассказывает технический директор компании Евгений Леонов.— Личный помощник сам не лечит, он дает рекомендации". Если клиент страдает несколькими заболеваниями, личный помощник обращается к помощи других врачей, собирает мини-консилиум.


"Проект основан на дистанционных услугах, но мы не можем исключить походы больного в больницу: не все обследования, анализы можно сделать дома. Кроме того, очные визиты необходимы для подтверждения правильного курса лечения",— поясняет Евгений Леонов. Клиентов периодически осматривают специалисты клиник, в том числе региональных, с которыми сотрудничает ООО "Кардио-Контроль". Если в регионе, где проживает больной, нет партнерской клиники, личный помощник выдает клиенту подробную инструкцию, где указано, какому врачу надо показаться и с какой проблемой.

 

http://www.kommersant.ru/doc/2346143?isSearch=True