Презентеизм: когда работа становится вредной

Июнь 24, 2014

 Работать сверхурочно, работать, находясь в декрете, работать, несмотря на плохое самочувствие, – все это презентеизм. Чем он вреден и как его избежать, рассказывают эксперты.


В основе феномена презентеизма (от англ. present – «присутствующий») лежит разрыв между временем, проведенным на рабочем месте, и качеством сделанной работы. Об этой проблеме впервые заговорили экономисты, выяснившие, что в среднем низкая продуктивность сотрудника, который выходит на работу при плохом самочувствии, обходится компании в 60% от ее общих затрат на заботу о здоровье сотрудника (медицинское страхование, обследования, больничные отпуска)*. Постепенно стало ясно, что проблема презентеизма гораздо шире. И ее корень – в самом отношении к работе.


В 2013 году в выпуски новостей попала история Морица Эрхардта, 21-летнего стажера одного крупного банка, который скончался после трех суток почти беспрерывной работы. Оказалось, что регулярный сверхурочный труд считается негласной нормой для элитных финансовых кругов. Тяжелая работа на износ (часто с короткими перерывами на сон, а иногда и без них) становится своеобразной проверкой на прочность. Ведь конкуренция в этом секторе особенно высока, а «джек-пот» – огромные доходы и влияние – получат единицы. Однако практика, поощряющая презентеизм, в принципе свойственна для западной деловой культуры, которая ориентирована на результат. «Считается, что тело сотрудника не имеет отношения к бизнесу, – пишет Джим Лоэр (Jim Loehr), американский психолог, директор Института производительности (США). – Большинство компаний не рассматривают как физический фактор то, что люди могут быть физически истощены и что это может повлиять на их продуктивность». «Презентеизм в первую очередь может быть связан с корпоративной культурой организации, – объясняет Ксения Евтюхина, специалист по подготовке персонала компании Philips. – В некоторых странах (например, в Японии) не принято уходить раньше начальника, и если компания из этого региона выходит на международный рынок, то это правило распространяется на сотрудников и в штаб-квартире, и в представительствах по всему миру. Необходимость придерживаться корпоративной культуры может заставить сотрудников оставаться на работе даже когда это не нужно».


Читайте также: Цена успеха: как дорого мы готовы заплатить


Есть ли смысл работать на износ?


«После двух часов непрерывной работы наша эффективность снижается, – предупреждает французский врач, автор книги «Как защититься от стресса и преуспеть» («Se protéger du stress et réussir») Филипп Родэ (Philippe Rodet). – В течение дня усталость будет накапливаться, отражаясь на нашем самочувствии. Возникают проблемы с концентрацией внимания, появляются ошибки, снижается продуктивность. Почувствовав усталость и «туман в голове», лучше устроить небольшую паузу, в идеале – прогуляться минут 15 на свежем воздухе, перед тем как снова приступить к работе. Но даже делая перерывы, работать по 15 часов в день нельзя. Каждому из нас присущ свой собственный ритм активности, и готовых рецептов тут нет. Важно найти ту схему распределения времени и энергии, которая подходит именно вам».


Кроме того, стремление во что бы то ни стало находиться на работе, игнорируя тревожные сигналы, само по себе может свидетельствовать о серьезных психологических проблемах. Так, по мнению американского психолога Эрика Берна (Eric Berne), установка на усердный труд без отдыха является частью жизненного сценария, сформированного в детстве под влиянием родительских предписаний и запретов. В этом случае часто наряду с конструктивным предписанием («Трудись усердно») ребенок получает и деструктивное («Не расслабляйся»), а также, часто на примере родителей, узнает и способ обойти предписания и освободиться (например, получив инфаркт или заработав инвалидность).


Как не допустить презентеизма?


Осознать меру своей ответственности. «Никто не вправе навязывать вам чувство вины, тем более – ваши коллеги, – говорит коуч Пьер Блан-Санун (Pierre Blanc-Sahnoun). – Вам не стоит оправдываться или пытаться уйти незаметно. Помните: вы не маленький ребенок, который старается улизнуть при любом удобном случае. Ваше пребывание на работе определяется трудовым кодексом, вашими обязанностями, а также вашей собственной самооценкой. И последнее особенно важно – если у вас есть четкое понимание того, что вы делаете и какой результат это приносит, вам не составит труда дать ответ на любые подозрения или упреки».


Читайте также: Тест: Какую роль вы отводите начальнику?


Определить границы. «Например, вы можете объяснить начальнику, что, постоянно задерживаясь позже 20 часов, вы не успеваете восстановиться и хуже справляетесь со своими обязанностями», – советует Филипп Родэ. «Избежать «вынужденного» презентеизма помогают вопросы о корпоративной культуре, которые необходимо задать еще на этапе собеседования, – предлагает Ксения Евтюхина. – Если создается впечатление, что работодатель склонен оценивать скорее процесс, нежели результат, это явный признак распространенности подобного явления в компании».
Заняться самоорганизацией. «Отсутствие баланса между работой и личной жизнью ведет к общей неудовлетворенности жизнью, возникновению депрессий и тревожности, – комментирует Ксения Евтюхина. – В конце концов, это невыгодно и самому работодателю, ведь это отразиться на показателях. Для полноценной жизни важно уделять время хобби, друзьям, спорту. Для этого необходимо учиться управлять своим временем, не брать дополнительную нагрузку, грамотно распределять задачи. В свою очередь, руководство должно создавать такой климат, при котором презентеизм не считается нормой. Если кто-то из сотрудников подвержен презентеизму, возможно, стоит обсудить это с ним, разобраться в причинах, подумать о таких формах поддержки, как коучинг или менторинг».

 

http://www.psychologies.ru/me-and-others/work/_article/prezenteizm-kogda-rabota-stanovitsya-vrednoj/