Оскар Пенья, старший арт-директор Philips Design Lighting: «В академии дизайна Эйндховена мы делаем будущее»

Июль 11, 2014

Как маленький провинциальный городок в Голландии стал прогрессивным инновационным центром.


Екатерина Дегай: Оскар, добрый день.


Оскар Пенья: Good afternoon.

 

В конце xIx века два брата, Герарт и Антон Филипс, основали в Эйндховене — тогда маленьком провинциальном городке — небольшую фабрику по производству осветительных ламп. Эта фабрика выросла в одну из крупнейших фирм по производству электроники, а также привлекла множество других компаний, которые специализируются на высоких технологиях. Сейчас почти четверть рабочих мест в Эйндховене приходится на технологии и информатику.

 

ЕД: Вы преподаёте в Академии дизайна в Эйндховене. Насколько хорош способ посеять инновации, который использовался в этом городе?

 

ОП: Я считаю, что он очень хорош. Сегодня в Эйндховене есть высокотехнологичный кампус, который содержит порядка 5000 исследователей для Philips. Комбинация интеллекта и креативности делает Эйндховен самым умным городом в мире.

 

ЕД: В Эйндховене есть дом будущего Philips — дом-лаборатория, в котором буквально всё нафаршировано самыми современными технологиями. Например, когда человек заходит в ванную, система опознаёт, кто он, и отстраивает комфортную температуру. Или если ребёнок недостаточно долго чистит зубы, дом говорит ему: «Нет-нет-нет, почисти зубы ещё». Зачем компании Philips нужен этот дом? Это же не просто рекламный ход?

 

ОП: Нет, конечно, нет. Мы хотим понять, что нужно людям, какие у них потребности и желания. И мы считаем, что будущее не упадёт на нас с неба просто так. Мы сами должны его построить, мы должны активно в этом участвовать, а не быть просто зрителями. Люди могут приходить в дом Philips, экспериментировать, получать удовольствие, а мы благодаря этому создаём продукты будущего.

 

Так выглядит умный дом Philips

 

ЕД: А бывает так, что технология, которую вы создали, после проверки этим домом, оказывается ненужной?

 

ОП: Нет. Пользователям интересны вещи, которые есть в нашем доме, и эти вещи действительно нужны.

 

ЕД: Академия дизайна в Эйндховене считается одной из лучших в мире. Как в ней построено образование, кого и чему вы учите?

 

Академия дизайна в Эйндховене

 

ОП: Всё началось с того, что надо было предоставить образование дизайнерам Philips в 50-60-х годах. А теперь в академию приезжают дизайнеры со всего мира.

 

Все преподаватели и профессора академии постоянно практикуют дизайн. Например, я глава кафедры. Я не очень часто преподаю — у нас есть другие преподаватели, которые этим занимаются, — но я смотрю оценки, выбираю темы, проекты, которые мы будем сделать. Очень важно, что в академии учат профессионалы.

 

Второй важный аспект — это местоположение академии. Она находится в месте, где есть производитель, производственные традиции, и в радиусе 20-25 километров есть много разных компаний и производств — текстильное, металлургическое, газовая промышленность, электроника, программное обеспечение. Эти предприятия поддерживают студентов и позволяют им проходить интернатуру, выполнять прототипы и даже получить работу. Таким образом академия встраивается в экосистему.

 

Мы не учим дизайну. Гораздо интереснее самому делать какие-то вещи, чем слушать, как другие люди рассказывают вам, что делать. В академии учатся на своём опыте. Хотя иногда люди говорят: «Я заплатил вам деньги, а вы меня не учите!»

 

Студенты академии дизайна создают, например, такие вещи

 

У нас нет традиционных кафедр — графического, информационного или коммуникационного дизайна, дизайна продукции или дизайна в мире моды. Наши кафедры называются, например, «Человек и деятельность», «Человек и благосостояние», «Человек и коммуникации», «Человек и публичное пространство», «Человек и удовольствие», «Человек и жизнь». Они все в первую очередь о человеке. А темы выстраиваются не вертикально, а горизонтально, максимально широко. Мы стараемся обучить наших студентов так, чтобы они могли не просто создавать продукт или услугу, а быть режиссёрами всего, от начала и до конца: делать продукт, упаковку, придумывать, как он будет продаваться, коммуницировать с людьми — весь процесс. Это мультидисциплинарный подход к обучению.

 

Мы работаем, чтобы стимулировать и вдохновлять студента, а не бить его по затылку и говорить: нет, ты делаешь это неправильно, тебе надо следовать правилам.

 

http://malina.am/Series/oscar_pena995151