Пробок в 5 утра не было

Август 26, 2014

В ночь с 17 на 18 августа жители Челябинска Артем Чечиков и его жена Елена возвращались домой из Барселоны из свадебного путешествия. Долгий ночной перелет превратился в кошмар: сердечный приступ у Артема, потеря сознания, помощь врача-реаниматолога, случайно летевшего тем же рейсом, внеплановая посадка в столичном аэропорту Шереметьево.

 

Самолет приземлился всего в течение 15 минут, но еще живого Артема никто не "подхватил" на земле. После посадки в салон вошла обычная медбригада, а реанимобиль доехал до аэропорта лишь спустя 1,5 часа. Знаменитые московские пробки ни при чем: трагедия разыгралась ночью, самолет сел около 5 утра.

 

Вот что рассказал спасавший Артема летевший в самолете челябинский доктор, замдиректора городского центра медицины катастроф Валерий Лукьянов: "Весь полет мы проводили все реанимационные мероприятия. Я делал массаж сердца и искусственное дыхание. Мне помогали два доктора из Кургана: Кныш Наталья и Сурикова Ирина. Большую помощь оказал профессионально обученный стюард испанской компании. А также неизвестная мне медсестра".

 

Елена и Артем не могли предположить, что их семейная жизнь окажется такой короткой. Фото:Из социальных сетей

 

Что произошло дальше, почему умирающий человек остался без квалифицированной помощи, покажет расследование. "Пока я оказывал помощь молодому человеку, у него еще сохранялись признаки жизни, головной мозг был жив, так что он находился в состоянии клинической смерти, а это, как известно, обратимый процесс, до наступления биологической смерти его можно было спасти", - на основании этих слов реаниматолога родные Артема составили петицию с обращением в Следственный комитет. На вчерашний день ее подписали уже около 5,5 тысячи человек. Вчера представитель СК Владимир Маркин сообщил, что возбуждено уголовное дело по факту смерти в аэропорту Шереметьево.

 

Разбираться действительно надо. Почему аэропорт дал добро на экстренную посадку самолета, но о том, чтобы срочно вызвать специализированную кардиобригаду, службы Шереметьево не позаботились? Или все же вызов был, но замешкалась сама "скорая"? Никаких пробок в пять утра быть не может, поэтому причина опоздания одна: человеческий фактор.

 

Никаких пробок в пять утра быть не может, поэтому причина опоздания одна: человеческий фактор

 

В минздраве "РГ" подтвердили: началась проверка, результаты станут известны к концу недели. "Решение о том, какая бригада должна выехать к больному, принимает диспетчер "скорой помощи", поэтому необходимо тщательно проследить, по какой причине медицинская помощь не подоспела вовремя", - сказал "РГ" пресс-секретарь министерства Олег Салагай. - Нарушения сознания и нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни, согласно порядку оказания скорой медицинской помощи - это однозначный повод для вызова бригады экстренной медицинской помощи. В случае поступления такого вызова диспетчер направляет ближайшую свободную общепрофильную выездную бригаду или специализированную бригаду. Норматив прибытия "скорой" составляет 20 минут".

 

Минтранс до 29 августа проинформирует правительство об итогах проверки по факту смерти Артема в аэропорту Шереметьево, сообщили "РГ" в ведомстве, но от каких-либо пояснений воздерживаются.

 

Отметим, что еще в 2012 году были утверждены новые требования к медпунктам аэропортов, а также список необходимых для оказания помощи лекарств и оборудования. И в требованиях прописано: здравпункт аэровокзала оказывает первичную медицинскую помощь пассажирам и работникам аэропорта. Там должен быть аппарат ЭКГ и дефибриллятор, а также механическое приспособление для искусственного дыхания, шприц с инсулином. Но высокотехнологичного оборудования в медпункте не предусмотрено. После оказания первой помощи предполагается передача больного пассажира в больницу, где далее продолжат бороться за его жизнь.

 

Перевозчик не имеет права требовать справку о заболеваниях у пассажира. Только паспорт. Бортпроводники проходят подготовку по оказанию первой помощи. И следят за тем, как чувствуют себя пассажиры на борту. Если пассажиру очень плохо, то капитан экипажа может принять решение об экстренной посадке в ближайшем аэропорту. В воздухе все это в случае с Артемом сработало, а вот на земле его шансы на спасение были сведены к нулю.

 

"По статистике, в России внезапная остановка сердца ежегодно является причиной летального исхода в 8-16 случаях на 10 тысяч смертей, - сообщила "РГ" Елена Дизендорф, медицинский директор по России и странам СНГ крупнейшего производителя медтехники. - По статистике, дефибрилляция в течение первых 10 минут повышает вероятность выживания до 75%, тогда как без оперативной помощи шанс на спасение есть только у 5% пострадавших. В странах Европы и США такие приборы, воспользоваться которыми можно даже не имея специальных знаний, повсеместно размещаются в общественных местах: аэропортах, торговых центрах, парках, на станциях и в вагонах метро. Эффективность их использования не раз была доказана на практике. Так, в аэропорте города Чикаго в США за два года после установки дефибриллятора произошло 18 случаев внезапной остановки сердца, и 11 человек удалось спасти.

 

Норматив прибытия врачей "скорой" составляет 20 минут. В этот раз реанимобиль добирался до умирающего человека полтора часа. Фото:FOTOXRESS

 

Компания поставляет свои приборы и в Россию: в начале этого года "Оренбургские авиалинии" оснастили ими свои рейсы. В июле этого года певый дефибриллятор был установлен в парке "Сокольники" в Москве. Прибор автоматически оценивает состояние пациента и позволит произвести электрический разряд только в случае необходимости, полностью исключая возможность человеческой ошибки.

 

Взгляд кардиолога

 

Юрий Бузиашвили, академик РАН

 

Смерть 24-летнего Артема Чечикова стоит в одном ряду с трагическими смертями молодых артистов, спортсменов и так далее. То есть внезапная смерть молодых людей. Можно много описывать причины, приведшие к смерти Артема, но очевидно одно: навряд ли он знал слабые места своего здоровья, вряд ли был предупрежден о возможных последствиях.

 

Можно не сомневаться, что будет проведено тщательное расследование. Законы медицины диктуют: из каждого негативного случая необходимо делать выводы. Но первые выводы уже напрашиваются сами собой. Какие?

 

Медовый месяц, жара, перелет... Все это - эмоциональный стресс для организма. Негативный ли, позитивный ли - порой, цена одна. На отдыхе молодежь чаще всего даже не задумывается о том, что солнце - активный провокатор всего дремлющего негатива в организме. Тем более для тех, кто живет в иных климатических условиях.

 

В мире от внезапной смерти умирают сотни тысяч человек. Но как ни покажется кому-то странным, у пожилых при налаженной медицинской помощи - медикаментозной терапии, интервенционном лечении нарушений ритма, установке искусственных водителей ритма, - угроза внезапной смерти минимальна. Иная ситуация с молодыми. В большинстве случаев их возможные заболевания не диагностированы. А вуаль молодости мешает им, их близким настоять на консультации у врача, особенно когда человек по виду, по всем ощущениям здоров.

 

Между тем цивилизованным обществом можно назвать то, в котором продуманы действия при возможных негативных ситуациях. Тем более что большинство из них давно изучены, известна их профилактика. Но, к сожалению, в местах массового скопления людей (на вокзалах, в аэропортах, в метро, в крупных торговых центрах) у нас нет даже элементарного - дефибрилляторов. Да и население, даже те, кто трудится в этих учреждениях, не имеют элементарного представления о первой помощи в подобных случаях.

 

http://www.rg.ru/2014/08/25/samolet-site.html