Время чтения: 5 минут
Сразу после рождения и в первые месяцы жизни ребенок проходит огромный путь физического развития. Умение держать и поворачивать головку – один из первых шагов1 в становлении двигательных навыков, качество и прогресс которых определяют будущую функциональность мышц и нервной системы. Прочитайте этот текст чтобы узнать, со скольки месяцев ребенок начинает держать голову и как правильно пройти все важные этапы развития новорожденного.
Как и других вопросах развития, единого ответа на вопрос, когда ребенок держит голову самостоятельно, нет. Есть средние показатели, которые выведены врачебным сообществом на основании многолетнего изучения динамики развития двигательной активности детей разных стран, на которые принято ориентироваться2:
Отклонение от общепринятых норм развития возможно5. Как правило, на более позднее развитие влияют малый вес при рождении, недоношенность, наличие патологий опорно-двигательного аппарата или нервной системы3, родовые травмы.
Если исключены такие причины, как вес, неврологические проблемы, и ребенок родился доношенным, поддержать его развитие и помочь научиться держать голову самостоятельно могут меры, направленные на развитие мышц спины: Все дети разные, и только ваше внимание – ключ к правильному развитию вашего малыша по возрасту. Если доношенный ребенок не пытается держать голову в 2 месяца, спит с поворотом головы на один бок, не хочет переворачиваться – обратитесь к врачу для получения профессиональной консультации.
Определить причину, по которой ребенок не держит голову по возрасту, может только специалист. Необходимо регулярно посещать педиатра и обсуждать с врачом развитие ребенка.
1 Петрухин A.C., & Созаева H.С. (2008). Развитие двигательных функций у здоровых детей первого года жизни. Русский журнал детской неврологии, (4), 16-25. 2 Кустова Т.В., Таранушенко Т.Е., & Демьянова И.М. (2018). Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр. Медицинский совет, (11), 104-109. 3 Чернышева Ф.А., Киамова Н.И., & Исламова Н.М. (2018). Анализ физического развития новорожденных детей с применением центильного метода. Ульяновский медико-биологический журнал, (1), 136-144. 4 Волынец, Г. В., Пузин, С. Н., Ильин, А. П., Конова, С. Р., Потапов, А. С., Шургая, М. А., Богова, О. Т., Потапов, В. Н., & Чандирли, С. А. (2013). Определение ограничений жизнедеятельности у детей первого года жизни. Медико-социальная экспертиза и реабилитация, (2), 3-14. 5 Ходжаева, Л. Ю., & Ходжаева, С. Б. (2011). Дифференциальная диагностика кривошеи у детей первого года жизни. Травматология и ортопедия России, (3), 68-72. 6 Козина, Ж. Л., Ермаков, С. С., & Прусик, К. (2011). Динамическая гимнастика для новорожденных и грудных детей как фактор активизации физического и психофизиологического развития. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, (2), 57-59. 7 Мищенко Наталья Юрьевна, & Габов Михаил Владимирович (2021). Влияние оздоровительного плавания на заболеваемость и уровень сформированности плавательных умений детей первого года жизни (на примере центра раннего плавания "Буль-буль" г. Копейска). Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, (4 (194)), 307-318.
You are about to visit a Philips global content page
Continue