Самоконтроль бронхиальной астмы у детей

Если у вашего ребенка бронхиальная астма, скорее всего, вам приходится постоянно вести дневники самоконтроля, регулярно измерять пиковую скорость выдоха и оценивать ее динамику, а также оберегать малыша от триггеров, которые могут стать причиной аллергической реакции. Контроль над течением бронхиальной астмы у ребенка часто полностью лежит на плечах родителей или других родственников. Однако ребенок и может, и должен принимать активное участие в этом процессе. Зачем это нужно и как приучить ребенка к самостоятельному контролю?

Важность самоконтроля бронхиальной астмы у детей


Нередко родители не готовы позволить своему ребенку принимать активное участие в терапии и контроле заболевания. Многие мамы и папы уверены, что малыш не готов к таким серьезным задачам и, пытаясь их решить, может навредить своему здоровью. Однако это не так.

Результаты исследований, проведенных с участием детей с бронхиальной астмой, показали, что хорошие навыки самоконтроля у ребенка значительно сокращают его потребность в неплановой медицинской помощи, в том числе в госпитализации, посещении отделения неотложной помощи и даже в консультации с врачами [1].

Кроме того, дети, которые обучены контролю над астмой, реже пропускают занятия в школе, имеют меньше дней сниженной активности и ночных пробуждений, связанных с заболеванием. Исследования также свидетельствуют, что навыки самоконтроля связаны с улучшением общей функции легких и повышением качества жизни ребенка в целом.

Что входит в самоконтроль бронхиальной астмы ребенком?


Итак, вы приняли решение обучать ребенка контролировать заболевание. С чего начать обучение и какие навыки должен освоить ребенок?

 

  •  Умение использовать ингаляторы, небулайзеры, спейсеры – позволят ребенку и контролировать терапию, и оказать себе помощь во время приступа бронхиальной астмы. Следует учитывать, что ребенок может пользоваться спейсером и небулайзером только под наблюдением взрослых.
  • Использование пикфлоуметра и ежедневное ведение графика пиковой скорости выдоха — задача, которая по силам средним и старшим школьникам.
  • Ведение дневника самоконтроля при бронхиальной астме. С этим навыком могут хорошо справляться школьники.
  • Умение оценивать течение заболевания по изменению показателей и графика пиковой скорости выдоха и симптомам, указывающим на обострение.
  • Принятие участия в составлении плана терапии астмы и умение в нем ориентироваться. Знание, в общих чертах, для чего нужны те или иные препараты, зачем необходимо регулярно измерять пиковую скорость выдоха и как это помогает контролировать заболевание.
  • Понимание того, для чего нужно регулярно посещать лечащего врача.
  • Эти навыки доступны, как правило школьникам – малыши еще не смогут их освоить. Однако важно понимать, что ребенок растет, и получение знаний – процесс постоянный. Начинать его нужно как можно раньше, и некоторые базовые методы самоконтроля успешно усваиваются уже в дошкольном возрасте.

Пикфлоуметр Personal Best*

Пикфлоуметр Personal Best*

  • Наличие 3х цветовых зон для объективной оценки состояния пациента
  • Широкий диапазон обеспечивает точность показателей для взрослых и детей
  • Встроенная ручка, которая может трансформироваться в защитный кейс, облегчает захват и защищает устройство

4 совета по самоконтролю при бронхиальной астме у ребенка

 

  1. Одна из важных целей обучения самоконтролю при бронхиальной астме у детей — сделать так, чтобы он воспринимал контроль над заболеванием как нормальную и необходимую часть повседневной жизни. Самоконтроль над астмой должен войти у ребенка в привычку, такую же, как чистка зубов и утренняя гимнастика.
  2. Сосредоточьтесь на сильных сторонах и способностях вашего ребенка. Постарайтесь организовать процесс обучения самоконтролю так, чтобы ребенок чувствовал себя успешным и уверенным в себе.
  3. Даже во время обострения астмы старайтесь вовлекать ребенка в процесс самоконтроля бронхиальной астмы. Он должен знать, что происходит, и уметь правильно действовать в экстренных ситуациях.
  4. Обязательно подготовьте план терапии бронхиальной астмы, в котором в доступной для ребенка форме будут описаны все этапы лечения и самоконтроля. Изучите план вместе с ребенком, чтобы он понимал и знал, как именно должно проходить лечение и каких результатов оно позволит достичь.

 

Ссылки

* Пикфлоуметр Personal Best с принадлежностями РУ №ФСЗ 2011/09166 от 27.02.2014
 

1.Pinnock H. Supported self-management for asthma //Breathe. 2015; 11 (2): 98–109.
 

НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Наш сайт лучше всего просматривать с помощью последних версий Microsoft Edge, Google Chrome или Firefox.