Время чтения: 7 минут
Когда ребенок начинает говорить первые слова – это незабываемое время и самое яркое впечатление для его родителей. Мамы и папы с нетерпением ждут этого момента, а иногда волнуются: не задерживается ли развитие речи у малыша? В нашей сегодняшней статье мы ответим на самые важные вопросы: во сколько лет дети начинают говорить первые слова, что такое запуск речи для малышей и как научить ребенка разговаривать.
Например, именно внутриутробно начинается развитие аудитивного восприятия, то есть способности распознавать информацию на слух. После рождения этот механизм поможет ребенку быстрее научиться членить речь взрослых на слова и сначала подражать им, а потом использовать сознательно. Чтобы стимулировать сенсорное развитие малыша до рождения, беременным женщинам рекомендуется чаще разговаривать спокойным, мягким голосом, напевать колыбельные, слушать музыку. Доказано, что ребенок трехмесячного возраста может узнавать песенки, сказки, мелодии, которые он слышал еще в животе у мамы [2].
Речь считается проявлением высшей психической деятельности человека[1]. Неудивительно, что дети начинают говорить первые слова, когда их психоэмоциональное развитие уже находится на достаточно высоком уровне, они активно взаимодействуют со взрослыми и окружающим миром. Многие родители считают, что запуск развития речи происходит, когда кроха издает первые осмысленные звуки, то есть в возрасте от восьми месяцев до года. На самом же деле первые слова – это лишь вершина айсберга, видимый итог процессов, которые начинаются еще в период внутриутробного развития, а затем активно протекают в первые месяцы жизни малыша [2].
В первый месяц после рождения ребенок может общаться с помощью неосознанных голосовых проявлений – крика или плача. Эти инстинктивные звуки вносят свой вклад в развитие речи, так как задействуют мышцы дыхательного, голосового, речевого аппаратов, помогают научиться тонким артикуляционным движениям. Постепенно крик становится средством общения – его интенсивность, тональность могут изменяться в зависимости от того, сколько времени родителям потребовалось, чтобы понять причину дискомфорта малыша. Вскоре ребенок уже будет прислушиваться, когда к нему обращаются, поворачивать личико к говорящему. Примерно на втором месяце жизни возникают позитивные звуки – покряхтывание, гуление, агуканье. Это значит, что малыш научился выражать приятные эмоции, например радость, что рядом появились мама или папа. Кажется, что на этом этапе родители ничего не могут сделать, чтобы помочь развитию речи, ведь сколько времени еще пройдет, до того момента, когда ребенок начинает говорить первые слова! Но в действительности именно от взаимодействия родителей с малышами в этом возрасте в большой степени зависит, во сколько дети начнут говорить. Нежно разговаривая с младенцем, взрослые подготавливают его мозг к восприятию речи на слух. Напротив, недоброжелательное обращение уже в самом раннем возрасте может затормозить речевую функцию [3]. Важную роль для будущего становления речи играет правильное развитие артикуляционных органов. Если младенец сосет пустышку, рекомендуем обратить внимание на модель Philips Avent Ultra air. Соска-пустышка выполнена из мягкого силикона, имеет ортодонтическую форму, которая обеспечивает сбалансированное воздействие на губы, дёсны и язык, тем самым, не оказывая влияния на естественное формирование прикуса.
SCF376/11
Позволяет коже малыша дышать
Максимально комфортная пустышка. Philips Avent ultra air оснащена большими вентиляционными отверстиями, чтобы кожа вашего малыша оставалась сухой. Оснащена кнопкой, которая светится в темноте, что позволяет легко находить ее даже ночью. Доступна в разных цветах и стилях.
Узнать обо всех преимуществах После пяти месяцев звуки, которые издает кроха, постепенно усложняются. Ребенок уже способен различать артикуляционные движения взрослых и пытается научиться повторять звуки, которые слышит чаще всего. В лепете часто можно разобрать слоги: «ма-ма-ма», «тя-тя-тя», «ба-ба-ба» и другие. Обычно малыш воспроизводит такую звуковую конструкцию сколько-то раз подряд, улучшая владение своим речевым аппаратом. Но он еще не научился соотносить произносимый слог с каким-либо объектом или явлением, поэтому это еще не слова [4]. После восьми месяцев некоторые детки уже воспроизводят «лепетные» слова или «квазислова» – конструкции, которые соотносятся с хорошо знакомыми им действиями или предметами. Кроме того, родители обнаруживают, что малыш уже научился реагировать на обращенные к нему слова, если они часто повторяются и описывают знакомые явления и процессы. Считается, что примерно в возрасте года у малыша заканчивается этап подготовки к речи. Впереди преддошкольный период, когда дети учатся владеть словом и активно пополняют словарный запас. Однако не стоит ждать, что ребенок заговорит сразу же, как ему исполнится годик. Формирование речи – процесс непростой, и сколько он займет у вашего малыша, зависит от индивидуальных особенностей.
Во сколько дети начинают говорить первые слова? Современные врачи и педагоги не дают однозначного ответа на этот вопрос. Иногда малыш начинает говорить немного позже сверстников, но это считается вариантом нормы, если он хорошо понимает обращенные к нему слова. Большинство детей начинают разговаривать в возрасте от одного года до двух лет. На первом этапе малыш должен научиться ситуационной речи. Поначалу он будет использовать одно и то же слово для различных коммуникативных целей. Например, слово «чай» может означать просьбу («дай чай»), описание («вот это – чай»), жалобу («чай слишком горячий»). Но примерно с полутора лет речь ребенка усложняется. К этому времени он уже научился понимать объяснения взрослого, быстро расширяет лексический запас. Вот примерные данные, сколько слов знают дети дошкольного возраста: Использовать предложения детки в среднем начинают в возрасте двух лет. В этот период формируется грамматический строй речи, ребенок учится связывать существительные, прилагательные, глаголы в единой конструкции, изменять слова по падежам и числам. Отдельно отметим, что малыш все еще гораздо лучше понимает взрослых, чем может говорить сам, поэтому он нуждается в помощи, когда осваивает новые слова и фразы. Ведь когда дети говорят первое слово – это еще не завершение процесса становления речи, а только его начало.
Возрастные нормы развития речи довольно расплывчаты [5]: Диагноз задержки речевого развития ставится, если ребенок не начал говорить до 2,5 лет. Однако некоторые признаки могут указать родителям, что развитие малыша отстает от нормы: Вовремя распознать нарушения развития помогают профилактические осмотры у специалистов. Задать любые вопросы родители могут на приеме у педиатра или невролога, которые регулярно осматривают малыша на первом году жизни. Если же общее развитие ребенка находится в норме, родителям не нужно прилагать специальных усилий, чтобы научить его говорить. Это естественная, заложенная от рождения, функция, которая рано или поздно будет реализована. Для профилактики задержки речи рекомендуется [6]: Своевременное развитие речи позволяет ребенку быстрее социализироваться в детских учреждениях, лучше усваивать новые знания, более эффективно контактировать с окружающей средой. Существует немало развивающих кружков и клубов, занятия в которых помогают ребенку успешнее освоить речевые навыки. Но главное, что нужно здоровому малышу для правильного развития речи – это с первых дней жизни слышать ласковые голоса родителей и чувствовать их любовь.
НРазвитие речи – один из аспектов, связанных с общим развитием ребенка. Для того чтобы ребенок научился говорить, определенного уровня должны достичь его моторные навыки, эмоциональная и психическая функция. У всех детей развитие этих функций идет в собственном темпе, и сколько займет подготовка к осознанной речи, сказать заранее нельзя. Мамы и папы часто беспокоятся, что первые слова малыша запаздывают. Но во многих случаях эти тревоги беспочвенны.
1 Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., & Казакова М.В. (2017). Онтогенез речевого развития. Русский журнал детской неврологии, (1), 41-46. 2 Горлова Наталья Алексеевна (2015). Коммуникативно-речевое развитие ребенка в младенческом возрасте: норма и отклонения. Специальное образование, (2), 39-51 3 Магеррамова С.Е. (2015). Влияние общения на развитие речи ребенка в младшем дошкольном возрасте. Проблемы и перспективы развития образования в России, (33), 55-57. 4 Ушакова Татьяна Николаевна (2017). Зарождение и развитие начатков речи у младенца в течение первых недель и месяцев его жизни (0-12 мес. ). Психология. Журнал Высшей школы экономики, 14 (2), 338-355. 5 Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение. РМЖ. 2016;6:362-366. 6 Боровцова Лариса Анатольевна, & Козодаева Лариса Федоровна (2015). Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста. Гаудеамус, (1 (25)), 111-120. 7 Яковлева А.А. (2018). Развитие активной речи у детей раннего возраста. Форум молодых ученых, (5-3 (21)), 1059-1062.
You are about to visit a Philips global content page
Continue